ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Алтынсарин ауданы білім бөлімінің Силантьев жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Силантьевская общеобразовательная школа отдела образования Алтынсаринского района» Управления образования акимата Костанайской области
с. Силантьевка, ул. Шипина, 1а
8 (71445) 21-1-37
silantyevka@altynsarinroo.edu.kz

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Алтынсарин ауданы білім бөлімінің Силантьев жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Силантьевская общеобразовательная школа отдела образования Алтынсаринского района» Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ

Сборник занятий по развитию функциональной грамотности для учащихся 3 класса в общеобразовательной школе

Объяснительная записка

Формирование читательских компетенций через произведения казахстанских авторов.

Современное казахстанское образование активно стремится войти в мировое образовательное пространство, решая задачу формирования и развития читательской грамотности. В школьном образовании сегодня основное внимание уделяется овладению навыками функционального чтения как основы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с требованиям ГОСО РК по начальному образованию. Независимость любого государства зиждется не только на экономическом, политическом, но, несомненно, и на духовно-нравственном фундаменте, в закладке которого огромную роль играет литература, фольклор, слово.

Формирование у ребенка интереса к чтению и совершенствование этого умения - одна из долгосрочных целей обучения и воспитания в течение первых четырех лет школьного образования. Но сформировать, приучить ребенка читать – одна из труднейших задач для учителя. По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР.

И эта проблема не появилась только сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Хромают навыки анализа и формирования выводов при чтении. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации. Именно поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией.

 

В чем заключается читательская грамотность?

По определению PISA, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Министр образования РК Гани Бектаевич Бейсембаев так говорит о читательской грамотности: «Читательская грамотность – один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе».

Состояние чтения школьников — это результат целого комплекса факторов. Во многом ухудшение читательской грамотности обусловлено учебной перегрузкой и снижением мотивации к чтению. Ещё один существенный фактор — отсутствие системы развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик обучения чтению. Как показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему.

Что же предпринять для того, чтобы заинтересовать ученика чтением и формировать его читательские компетенции? 

Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотными и патриотически воспитанным, очень важно, чтобы дети чаще читали художественную литературу именно казахстанских авторов. Недаром Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев говорит о том, что «нужно культивировать в детях общечеловеческие и национальные ценности. В каждом ребёнке необходимо укоренять чувство патриотизма».  

А формирование системы нравственных ценностей происходит в процессе чтения книг. С 2021 учебного года в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа». 

Считаем, что будет актуально использовать в данном проекте чтение текстов казахстанских поэтов и писателей, а так же одновременно проводить работу с текстом, развивая читательские компетенции.

С этой целью нами был разработан и составлен сборник «Родные просторы», который включает в себя разные виды текстов казахстанских авторов, соответствующие сквозным темам третьего класса: «Живая природа», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Время», «Архитектура», «Искусство», «Выдающиеся личности», «Вода – источник жизни», «Культура отдыха. Праздники». В сборник вошли казахские сказки, рассказы, повести, легенды, стихотворения, словом, всё жанровое многообразие, подчинённое одному — началам добра, любви, сострадания, чуткости ко всему живому, к родной природе, воспитанию толерантности и патриотизма, гордости к историческому наследию нашей Родины, уважению к людям труда. Каждое произведение, вошедшее в данный сборник очень интересно и поучительно. 

Как показывает практика, учащиеся с большим интересом и вниманием самостоятельно читают предложенные произведения казахстанских писателей и поэтов, таких как Ы.Алтынсарин «Щедрый человек», М.Сундетов «Новая форма», М.Гумеров «Бабушка», «Лесок на целине», Д.Досжанов «Дождь» (из произведения «Ардак, сын табунщика»), М.Зверев «Хлопот полон рот у природы», К.Жумагалиев «Когда я думаю о предках», К.Толыбаев «Легенда о батыре Ораке», казахская легенда «Асак кулан», степная легенда «Мавзолей Айша - Биби», М.Сундетов «Байга» и многие другие. 

На ознакомление с каждым текстом рекомендуется 2 занятия. 

На первом дети в занимательной и игровой форме подходят к теме, знакомятся с биографией казахстанских писателей и поэтов, проводят словарную работу с трудными для понимания словами, самостоятельно знакомятся с новым произведением, выполняют задание на карточке, основываясь на содержание прочитанного материала. Задания учащимся предлагается очень разнообразные, направленные как на проверку понимания прочитанного, так и на развитие умения находить в тексте языковые средства выразительности, главную мысль и идею произведения. К каждому тесту составлены дескрипторы и представлена система баллов для верных ответов. Таким образом, учителю легко отследить уровень развития читательской грамотности учащихся. Здесь же учащимся предлагается выполнение творческого задания: написание эссе, рассказа, письма литературному герою. На втором уроке проходит подробный анализ всех допущенных ошибок, анализируются творческие работы учащихся. 

Систематическая работа с данными тестами развивает у младших школьников следующие умения и навыки:

  • умение выбирать материал, интерпретировать, давать свой вариант объяснения;
  • навык оценки данных, полученных из различных источников;
  • умение пользоваться словарем при определении значения незнакомых слов;
  • умение понимать значение слова из контекста; 
  • умение анализировать текст, давать характеристику поступкам героев;
  • умение самостоятельно давать тексту заглавие, составлять план;
  • способность делать выводы на основе прочитанного;
  • умение использовать личный опыт и знания, а также культурные представления для более глубокого понимания текста;
  • писать творческие работы разных жанров.

Данный сборник «Родные просторы» предназначен не только для учащихся 3 классов, он так же хорош и для семейного чтения. Чем больше приятных ощущений сопровождает преодоление различных трудностей, связанных с чтением и получение из него соответствующей информации, тем легче вызвать у детей положительную мотивацию к преодолению этих трудностей, тем сильнее их стремление к цели и достижение успеха. Успех увеличивает желание повторить успешный опыт и улучшить свои читательские навыки.

 

Данное пособие носит рекомендательный характер. 

Скачать сборник

Закрыть
Я не робот

egov

                                                                                                                                                       Перейти

 

© 2025. Все права защищены.