Сборник занятий по развитию функциональной грамотности для учащихся 3 класса в общеобразовательной школе
Объяснительная записка
Формирование читательских компетенций через произведения казахстанских авторов.
Современное казахстанское образование активно стремится войти в мировое образовательное пространство, решая задачу формирования и развития читательской грамотности. В школьном образовании сегодня основное внимание уделяется овладению навыками функционального чтения как основы формирования универсальных учебных действий, в соответствии с требованиям ГОСО РК по начальному образованию. Независимость любого государства зиждется не только на экономическом, политическом, но, несомненно, и на духовно-нравственном фундаменте, в закладке которого огромную роль играет литература, фольклор, слово.
Формирование у ребенка интереса к чтению и совершенствование этого умения - одна из долгосрочных целей обучения и воспитания в течение первых четырех лет школьного образования. Но сформировать, приучить ребенка читать – одна из труднейших задач для учителя. По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР.
И эта проблема не появилась только сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Хромают навыки анализа и формирования выводов при чтении. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации. Именно поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией.
В чем заключается читательская грамотность?
По определению PISA, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Министр образования РК Гани Бектаевич Бейсембаев так говорит о читательской грамотности: «Читательская грамотность – один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе».
Состояние чтения школьников — это результат целого комплекса факторов. Во многом ухудшение читательской грамотности обусловлено учебной перегрузкой и снижением мотивации к чтению. Ещё один существенный фактор — отсутствие системы развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик обучения чтению. Как показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему.
Что же предпринять для того, чтобы заинтересовать ученика чтением и формировать его читательские компетенции?
Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотными и патриотически воспитанным, очень важно, чтобы дети чаще читали художественную литературу именно казахстанских авторов. Недаром Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев говорит о том, что «нужно культивировать в детях общечеловеческие и национальные ценности. В каждом ребёнке необходимо укоренять чувство патриотизма».
А формирование системы нравственных ценностей происходит в процессе чтения книг. С 2021 учебного года в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа».
Считаем, что будет актуально использовать в данном проекте чтение текстов казахстанских поэтов и писателей, а так же одновременно проводить работу с текстом, развивая читательские компетенции.
С этой целью нами был разработан и составлен сборник «Родные просторы», который включает в себя разные виды текстов казахстанских авторов, соответствующие сквозным темам третьего класса: «Живая природа», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Время», «Архитектура», «Искусство», «Выдающиеся личности», «Вода – источник жизни», «Культура отдыха. Праздники». В сборник вошли казахские сказки, рассказы, повести, легенды, стихотворения, словом, всё жанровое многообразие, подчинённое одному — началам добра, любви, сострадания, чуткости ко всему живому, к родной природе, воспитанию толерантности и патриотизма, гордости к историческому наследию нашей Родины, уважению к людям труда. Каждое произведение, вошедшее в данный сборник очень интересно и поучительно.
Как показывает практика, учащиеся с большим интересом и вниманием самостоятельно читают предложенные произведения казахстанских писателей и поэтов, таких как Ы.Алтынсарин «Щедрый человек», М.Сундетов «Новая форма», М.Гумеров «Бабушка», «Лесок на целине», Д.Досжанов «Дождь» (из произведения «Ардак, сын табунщика»), М.Зверев «Хлопот полон рот у природы», К.Жумагалиев «Когда я думаю о предках», К.Толыбаев «Легенда о батыре Ораке», казахская легенда «Асак кулан», степная легенда «Мавзолей Айша - Биби», М.Сундетов «Байга» и многие другие.
На ознакомление с каждым текстом рекомендуется 2 занятия.
На первом дети в занимательной и игровой форме подходят к теме, знакомятся с биографией казахстанских писателей и поэтов, проводят словарную работу с трудными для понимания словами, самостоятельно знакомятся с новым произведением, выполняют задание на карточке, основываясь на содержание прочитанного материала. Задания учащимся предлагается очень разнообразные, направленные как на проверку понимания прочитанного, так и на развитие умения находить в тексте языковые средства выразительности, главную мысль и идею произведения. К каждому тесту составлены дескрипторы и представлена система баллов для верных ответов. Таким образом, учителю легко отследить уровень развития читательской грамотности учащихся. Здесь же учащимся предлагается выполнение творческого задания: написание эссе, рассказа, письма литературному герою. На втором уроке проходит подробный анализ всех допущенных ошибок, анализируются творческие работы учащихся.
Систематическая работа с данными тестами развивает у младших школьников следующие умения и навыки:
- умение выбирать материал, интерпретировать, давать свой вариант объяснения;
- навык оценки данных, полученных из различных источников;
- умение пользоваться словарем при определении значения незнакомых слов;
- умение понимать значение слова из контекста;
- умение анализировать текст, давать характеристику поступкам героев;
- умение самостоятельно давать тексту заглавие, составлять план;
- способность делать выводы на основе прочитанного;
- умение использовать личный опыт и знания, а также культурные представления для более глубокого понимания текста;
- писать творческие работы разных жанров.
Данный сборник «Родные просторы» предназначен не только для учащихся 3 классов, он так же хорош и для семейного чтения. Чем больше приятных ощущений сопровождает преодоление различных трудностей, связанных с чтением и получение из него соответствующей информации, тем легче вызвать у детей положительную мотивацию к преодолению этих трудностей, тем сильнее их стремление к цели и достижение успеха. Успех увеличивает желание повторить успешный опыт и улучшить свои читательские навыки.
Данное пособие носит рекомендательный характер.






