«Одаренный ребенок: как ему помочь?»
А что такое одаренность?
Это опережение в умственном развитии либо наличие задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности
Одаренные дети, кто они?
Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
А вы знаете виды одаренностей?
Существует много классификаций одаренностей. Вот одна из них:
-
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития;
-
Академическая одаренность определяется успешностью обучения;
-
Творческая одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности;
-
Социальная одаренность определяется успешностью в общении, лидерскими способностями;
-
Спортивная одаренность определяется успехами в разных видах спорта.
В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:
-
Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
-
Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
-
Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Родители в первую очередь должны наблюдать за своим ребенком. Изучать его интересы и потребности. Замечать его индивидуальные особенности. И на основе наблюдения должен сформироваться вывод: «каков же тип одаренности у моего ребенка». Это очень важно, ведь на основе этого вывода родители строят алгоритм работы со своим чадом.
Рассмотрим первый тип одаренности - интеллектуальная. Если у вашего ребенка такой тип одаренности, то он склонен глубоко и точно анализировать учебный материал. Интересоваться дополнительной литературой. У него развитый ум, интеллект, воображение, присутствует любознательность. Он с легкостью усваивает учебные предметы.
Второй тип – академическая. Определяется успешностью обучения. Такой ребенок блестяще учится и возможно, закончит школу с медалью.
Творческая одаренность.
-
Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
-
4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
-
Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
-
Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:
-
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
-
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
-
Избегайте длинных объяснений или бесед.
-
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
-
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
-
Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.