Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.
Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа.
Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят любит растения и животных, кто читает технические журналы, кто с удовольствием работает на уроках технологии. Классный руководитель может судить, как долго сохраняется тот или иной интерес, устойчивый он или поверхностный. Одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности.
Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком, к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно с этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Классный руководитель должен помочь учащимся разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения, помочь определиться с путями получения профессионального образования.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Главная задача профинформации – воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Когда начинать эту работу? А начинать можно с 5 класса, постепенно расширяя и усложняя круг сведений.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания – воздействие учителя на ученика. Без них не обойтись, но это пассивные методы. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей.
Встречая новых воспитанников в 5 классе, классный руководитель может запланировать классный час «Все профессии важны». Его можно провести в форме КВН и включить работу с пословицами о труде, загадками о профессиях, решение кроссвордов, а также использовать литературный материал. Знают ли наши дети, пришедшие из начальной школы, так хорошо известные нам когда-то «Чем пахнут ремёсла» Д. Родари, «А что у вас?» С. Михалкова. Почему бы не инсценировать эти произведения? Возможен конкурс на лучшего толкователя слов работа, труд, профессия, карьера. Возможен конкурс ораторов на тему «Что даёт людям труд», а затем заключительная беседа, подводящая к выводу, что труд даёт всё необходимое для жизни – жилище, одежду, пищу. Трудом создаются ценности – здания, машины, произведения искусства, архитектуры. Труд помогает сохранить и увеличить богатства природы, в процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.
Разговор о важности выбора профессии может возникать случайно.
Предложите пятиклассникам написать сочинение «Кем быть?» В центре внимания могут быть такие вопросы: Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем? Почему тебе нравится именно эта профессия? Что делают люди этой профессии? Какие качества нужны человеку этой профессии, чтобы хорошо работать? Есть ли у тебя такие качества? Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда. Заботливый классный руководитель прибережёт эти сочинения до 9 класса, а ребята смогут посмотреть, сохранились ли их детские предпочтения, связанные с выбором профессии.
В 6-8 классах можно провести игру «Аукцион». Цель: актуализация знаний о профессиях. Учащиеся знакомятся с делением профессий на несколько типов: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника» и т.д. Класс делится на команды. Игроки каждой команды должны назвать как можно больше профессий того или иного типа до третьего удара гонга. Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринуждённо обнаружить степень общей информированности о профессиях.
Такая игра может стать «мостиком» к устному журналу «Новое время – новые профессии». Учащиеся готовят «страницы» журнала, подбирая материал о редких и новых, не известных широкому кругу людей профессиях.
Ребятам средних классов можно предложить долгосрочный проект «Кем мне стать?». Цель такого проекта: расширять представление детей о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, пробуждать интерес детей к поиску информации о профессиях.
В ходе реализации проекта учащиеся подбирают информационные материалы, литературные произведения о людях различных профессий, рисуют к ним иллюстрации, встречаются с людьми интересных профессий и берут у них интервью, совершают экскурсии на предприятия (в организации таких экскурсий неоценимую помощь могут оказать родители). При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества.
Результатом работы может стать итоговый классный час – презентация. На нём будет представлена «Энциклопедия профессий», созданная в ходе проекта. На каждой её странице будет представлен рассказ о той или иной профессии, интересные факты, иллюстрации, фоторепортажи, интервью, стихи и т.д.
В 9 классе можно проводить деловую игру «Оптимисты и скептики». Цель игры – осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. С помощью этой игры школьники учатся объективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием требуемых качеств. Обсуждать можно профессии, предложенные самими учащимися. Иногда разговор заходит сам собой. Например, 28 июня отмечается день средств массовой информации. Кого будем поздравлять с этим праздником? Журналистов, сотрудников средств массовой информации и одноклассников, участвующих в создании школьной газеты. А легко ли работать журналистом? Назовите плюсы и минусы этой профессии. Одна группа ищет положительные стороны профессии, т.е. становится оптимистами, другая – все отрицательные стороны профессии и должна отнестись к данной профессии достаточно скептически.
Оптимисты: работа имеет огромное общественное значение, т.к. благодаря работе журналиста население получает информацию о важнейших событиях; встречи с интересными людьми; командировки, дающие возможность многое увидеть; использование современной техники.
Скептики: трудности, связанные с устройством на работу; очень беспокойная профессия, частые командировки, осложняющие личную жизнь; трудности получения образования; большая ответственность; нервные перегрузки; ненормированный рабочий день; постоянное общение с людьми.
В совместном диалоге выявляются требования к профессии: широкая эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы, умение быть объективным и высоко ответственным перед обществом, умение общаться с людьми.
В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. Профессиональная диагностика – один из элементов профориентации. С помощью анкетирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. Ведь ещё Эзоп сказал: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться». Именно поэтому каждому классному руководителю стоит уделять должное внимание вопросам профориентации, способствовать формированию мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии.
Основные формы и методы работы классного руководителя
по профориентации.
- Профпросвещение и встречи.Основной функцией
профпросвещения и встреч является ознакомление
учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона). - Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:
Какую профессию ты хотел бы выбрать?
Почему тебе нравится именно эта профессия?
Что делают люди этой профессии?
Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?
Есть ли у тебя такие качества?
Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир подростка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.
- Проведение экскурсий.При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.
- Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториеви т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников.
- Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся.Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.
- Ведение профориентационной карты учащегосясовместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.