БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к своим ученикам, отмечайте изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя себе и окружающим.
ОСОБЕННО ВАЖНО вовремя заметить резкое изменение поведения. Изменения, особенно “вдруг” возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей. Это чаще всего вторичные признаки нарушения состояния здоровья.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧЕНИКА. Быстро нарастающее утомление, невозможность продолжительной работы без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость – требуют немедленной разгрузки ребенка, введения щадящего режима. Однако не торопитесь с выводами. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, попробуйте различные варианты заданий, опроса, измените темп работы.
ПОСТАРАЙТЕСЬ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О КАЖДОМ СВОЕМ УЧЕНИКЕ и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делайте поспешных выводов, не спешите изложить свое (категоричное) мнение родителям, лучше поделитесь с ними своими тревогами и постарайтесь вместе решить тревожащий вас вопрос. При необходимости попросите родителей обратиться с ребенком к врачу, обязательно узнайте результаты этого посещения и сделанные врачом рекомендации (все рекомендации врача необходимо принять во внимание!) Отнюдь не всегда (вопреки мнению учителя) у ребенка обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья. Чаще это просто ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, которые требуют педагогической, а не медицинской коррекции. Проявляйте настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к “трудному” ученику.
Дайте ВОЗМОЖНОСТЬ каждому ученику ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С НАИЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ. Пусть он не очень хорошо пишет и считает, но, может быть, поет, рисует, танцует, знает и любит животных. Может быть, этот – хороший товарищ, а этот любит возиться с маленькой сестренкой, кто-то знает все марки машин и т. п. Помните, что учебные успехи – это еще не все. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Практика показывает, что НЕУСПЕХИ В УЧЕБЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЧУВСТВУ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.
БУДЬТЕ ОБЪЕКТИВНЫ не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ЭМОЦИЯМ, ЧУВСТВАМ. Они – плохие советчики, и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным.
УМЕЙТЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ при обучении (чтению, письму, счету, решению задач, при плохой зрительно-двигательной координации, замедленной реакции или, наоборот, гиперактивности, затруднении в запоминании слов, цифр). Природа этих нарушения до конца не выявлены, и грубейшей ошибкой является сразу относить этих детей к категории умственно отсталых. Исследования последних десятилетий четко показали, что у школьников, имеющих затруднения в обучении, может не быть снижения интеллектуального развития. Если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции (как, например, с детьми, имеющими нарушение фонетико-фонематического восприятия), можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.